«Здоровье детей – здоровье нации»
План работы службы здоровья ГБОУ СОШ №490 на 2022-2023 учебный год.
ПРОГРАММА формирования здорового образа жизни «ЗДОРОВЬЕ-ЭТО ЗДОРОВО!» 2016-2021 гг
Мы за здоровый образ жизни
Программа деятельности Службы здоровья
ГБОУ СОШ № 490
с углублённым изучением иностранных языков.
«Здоровье- это здорово!»
Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения – приоритетная задача общества. Однако по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее десятилетие продолжается ухудшение состояния здоровья детей Российской Федерации, замедление физического развития и полового созревания подростков. В результате 80% выпускников школы имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Неблагополучную ситуацию с состоянием здоровья детей и подростков можно рассматривать как кризисную в Российской Федерации (по материалам Всероссийского съезда школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия»).
Ухудшение здоровья детей и молодежи является одной из причин уменьшения населения Санкт-Петербурга, снижения его качества жизни. Медицинскими работниками установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения горожан относительно предыдущего, за последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах. В настоящее время среди детей и молодежи наблюдаются проблемы здоровья, которые были характерны в предыдущие годы лишь для престарелого населения.
Преодолеть негативную тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков, находящихся в системе общего образования, возможно через создание Cлужбы здоровья образовательных учреждений.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в современной школе является одним из направлений достижения нового качества образования («Приоритетные направления модернизации российского образования»)в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», озвученной президентом 05.11.2008 и 12.11. 2009 г. Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:
- Обновление содержания образования и введение новых образовательных стандартов.
- Организация системы поддержки талантливых детей.
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности современного учителя, развитие его потенциала.
- Создание современной школьной инфраструктуры.
- Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды школы.
Здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
В 2011 году в учреждении ГОУ СОШ №490 создана Служба Здоровья в целях реализации Районной Программы «Территория здоровья». В состав Службы здоровья вошли: зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог, педагог-организатор, преподаватель организатор ОБЖ, учитель биологии.
К сожалению, в современном обществе физическое состояние нашего подрастающего поколения ухудшается, и введение такой системы на данном этапе является очень актуальным.
Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни. Служба здоровья создается во всех типах и видах образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию.
Основная цель Службы здоровья — построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Задачи Службы здоровья:
- Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов;
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- Создание условий для оздоровления обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков;
- Систематизация и упорядоченность деятельности образовательного учреждения по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
Основные направления деятельности Службы здоровья:
- Мониторинг здоровья и образа жизни обучающихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения;
- Повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности;
- Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения;
- Совершенствование образовательных технологий и методики формирования культуры здоровья обучающихся;
- Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
- Создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ослабленных обучающихся и педагогов.
Цели деятельности Службы здоровья:
- Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
- Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
- Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
- Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
- Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье –это здорово!»:
- поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;
- валеологический анализ уроков;
- разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;
- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
- вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;
- оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;
- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
2. В соответствии с основными задачами содержание работы ГОУ СОШ №490 с углублённым изучением иностранных языков определяется следующими направлениями:
- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;
- практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
3. Основными видами деятельностипо программе «Здоровье-это здорово!» являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1.Диагностическая деятельность.
диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации, контроль за сбалансированностью питания;
3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей;консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты.
- Сформировать ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.
- Сформировать валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей.
- Внедрить новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.
- Отслеживать параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
- Создать школьную модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).
- Создать школьную модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей с ослабленным здоровьем.
Программа Службы Здоровья ГБОУ СОШ №490
с углублённым изучением иностранных языков
«Питание-для здоровья!».
Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена программа «Питание-для здоровья!». Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников.
Особенно сейчас остро встал вопрос об увеличении охвата учащихся горячим питанием. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
ЦЕЛЬ программы организации и развития школьного питания:
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
ЗАДАЧИ программы организации и развития школьного питания:
1. Формирование здорового образа жизни, а также устойчивого, негативного отношение к привычкам разрушающим здоровье. Способствовать формированию здоровой личности.
2. Добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием.
3.Внедрить новые формы организации питания.
4.Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса.Предупреждения утомления и восстановления работоспособности учащихся.
В ПРОГРАММЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ:
Служба здоровья. Администрация.Отв. по питанию. Педагогический коллектив:
индивидуальные беседы;
пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса, основ здорового образа жизни;
родительские собрания, классные часы, беседы о ЗОЖ, рациональном питании;
приобщение к занятиям в спортивных секциях;
пропаганда здорового образа жизни;
уроки здоровья, санитарно-гигиеническое просвещение;
Медицинские работники:
индивидуальные беседы;
контроль за здоровьем обучающихся;
контроль за состоянием столовой и пищеблока;
Социальный педагог:
выявление неблагополучных семей, посещение на дому;
помощь в выборе занятий по интересам;
Семья:
организация контроля за питание
Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.
В этой работе много проблем. Прежде всего очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Если говорить о правильном питании то это предусматривает:
приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье, развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда)
Целостность означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Современное питание — это потребление избыточного количества жира, не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах.
Выявляемые нарушения в значительной степени влияющие на состояние здоровья, связаны как социально – экономическими условиями, так и привычками и традициями в питании населения, существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания. Питание детей особенно тесно связано со здоровьем.
Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов: нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; употребление некачественных продуктов; несоблюдение режима дня; малоподвижный образ жизни; вредные привычки. Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.
Понимание школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения заболеваний желудочно – кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.
Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания.