Дистанционное обучение. Рекомендации
родителям от психологов.
Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий
тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение
организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и
учебно-познавательной деятельности. При этом дистанционное обучение можно
воспринимать и позитивно – как возможность для ребенка, особенно
старшеклассника, учиться самому быстрее, чем в школе. Психологи дают родителям
несколько практических советов:
Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя.
Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое
намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для
школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от
обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой
преобладает ответственность взрослых.
В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые
вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что
чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте
ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт
ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий.
Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый
день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм»
завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер,
который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить
работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между
ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.
Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том, что ему через
45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал. Договор составили
письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один
день. Рвение к учебе волшебным образом выросло.
Очень важна организация рабочего места. Все необходимое
должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие
гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится
в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже
решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в
другой комнате.
Рекомендации родителям детей на дистанционном обучении от специалистов
МГППУ
Эксперты факультетов юридической психологии и психологии образования Московского
государственного психолого-педагогического университета также подготовили
памятку для родителей, чьи дети переходят на дистанционное обучение.
Представляем ее вашему вниманию:
- В
первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный
распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их
продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут
вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и
привести к излишнему напряжению и стрессу.
- Родителям
и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное
и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка
напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран
показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму
самоизоляции, и это нормальный процесс.
- Ведите
себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе
и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и
ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!
- Постарайтесь
разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации
дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную
информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации
школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В
настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и
педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти
платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными
программами.
- Родители
и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных
уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком.
Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда
урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка
— это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и
понять своих детей.
- Во
время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в
контакте с близким социальным окружением (посредством телефона,
мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный
поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе
актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать
его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел,
ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем
за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с
близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу,
и других темах, вызывающих тревогу.
- Для
общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей
переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите
сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше
избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире.
Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно
поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.
- Надо
предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все
время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно
откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не
«наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для
новых интересных дел.
- Находясь
дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК,
групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных
конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных
активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные
видеоблоги на интересующую тему.